">
ОТДЕЛ СПОРТА И ТУРИЗМА ВИТЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2021 Г. N 6 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ"
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. N 6 "Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь" (Декрет N 6) предусматривает внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (Декрет N 5).
Декрет N 6 принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь (Трудовой кодекс) Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. N 114-З "Об изменении законов" (далее - Закон от 28 мая 2021 г.).
Декрет N 6 вступает в силу 24 октября 2021 г.
Новации Декрета N 6:
- определены требования к характеристике;
- установлены дополнительные требования при приеме на работу в государственные органы, государственные организации и организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (государственные организации);
- установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу;
- дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.
О характеристике
Декретом N 6 закрепляются требования к характеристике и срокам ее выдачи для целей применения Декрета N 5.
Так, под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. N 585 "О форме характеристики" (далее - постановление N 585). В ней указываются в том числе следующие сведения в отношении характеризуемого работника:
- профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень, другое);
- моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, другое);
- участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации;
- сведения:
о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения);
о привлечении работника к материальной ответственности;
о привлечении работника к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя);
иные сведения, характеризующие работника.
При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной государственной организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно также отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
Следует отметить, что Декретом N 5 предусмотрено использование характеристики как при приеме на работу (пункт 11 Декрета N 5), так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения (пункт 9 Декрета N 5). Соответственно, и в первом, и во втором случае характеристика должна соответствовать требованиям, предусмотренным Декретом N 5 и постановлением N 585.
Кроме того, при выдаче характеристики для целей согласования назначения на руководящие должности (пункт 9 Декрета N 5) также необходимо учитывать требования пункта 5 Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2015 г. N 68.
Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при ее наличии).
Декретом N 6 увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса, с пяти до семи календарных дней со дня получения запроса. В этой связи пятидневный срок, установленный в части третьей статьи 26 Трудового кодекса, не применяется.
Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
О дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации (часть вторая пункта 11 Декрета N 5)
При приеме на работу работника в государственные организации Декретом N 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
- характеристику с предыдущего места его работы;
- характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
Примеры ситуаций с выдачей характеристики:
- если в течение предыдущих пяти лет все места работы являлись негосударственными организациями, в том числе организациями с долей собственности государства до 50 процентов, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы;
- если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организации, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию;
- если все места работы являлись государственными организациями, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы.
Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.
Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в государственных организациях, помимо характеристики, наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.
Справочно. Согласно нормам Декрета N 5 под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
О праве негосударственных организаций запрашивать характеристику с предыдущего места работы
Обязанность запрашивать характеристику при приеме на работу для организаций частной формы собственности Декретом N 6 не предусмотрена. Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (часть первая пункта 11 Декрета N 5, часть третья статьи 26 Трудового кодекса).
О получении сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП)
В соответствии с частью первой статьи 12 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г. N 94-З "О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений" (далее - Закон) предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами.
Предоставление органами внутренних дел сведений о правонарушениях нанимателям при приеме на работу работника в государственные организации без согласия физических лиц не предусмотрено.
Следовательно, наниматель должен получить согласие физического лица (кандидата на руководящую должность) на предоставление сведений из ЕГБДП.
В соответствии с частью пятой статьи 12 Закона предоставление сведений о правонарушениях осуществляется на основании письменного запроса либо запроса в виде электронного документа государственной организации с приложением согласия физического лица, о котором запрашиваются сведения, на предоставление этих сведений либо электронного документа, подтверждающего наличие такого согласия, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами, когда предоставление сведений о правонарушениях осуществляется без их согласия. Согласие может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учетом требований законодательства о персональных данных.
Согласно пунктам 123 и 126 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 909 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2021 г. N 523), запросы о наличии (отсутствии) сведений о правонарушениях, хранящихся в ЕГБДП, в отношении проверяемого физического лица оформляются по форме согласно приложению 18 к Положению, а согласие физического лица на предоставление этих сведений - по форме согласно приложению 20 к Положению.
Об ответственности за нарушение порядка приема на работу
В пункте 12 Декрета N 5 (в редакции Декрета N 6) установлено, что:
- нарушение предусмотренного Декретом N 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей;
- виновные деяния должностных лиц по вышеуказанному грубому нарушению трудовых обязанностей, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее - Уголовный кодекс).
В этой связи факт нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом N 5, являются основанием для увольнения:
- в отношении руководителя организации (ее обособленного подразделения), его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя - по пункту 1 части первой статьи 47 Трудового кодекса. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка расторжения трудового договора, предусмотренного статьями 199 - 201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета N 5;
- в отношении иных работников, ответственных за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик, - по пункту 7 статьи 42 Трудового кодекса за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с законодательными актами. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка и условий расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, предусмотренных статьями 43, 46, 199 - 201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета N 5.
Понятие должностных лиц (часть вторая пункта 12 Декрета N 5) рассматривается применительно к терминам, употребляемым в Уголовном кодексе.
© 2020 gfsk-vitebsk.sitepro.by